Цель, которую неосознанно преследует ребенок |
Поведение ребенка |
Реакция взрослых |
Ответ ребенка на реакцию взрослых |
Рекомендации социального педагога |
1. Привлечь к себе внимание |
Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается и др., хочет, чтобы его заметили и обслуживали |
Обращают внимание и раздражаются, стремятся остановить требование внимания |
Прекращает на время, затем снова начинает "проказничать". Иногда досаждает другим способом |
1. Игнорировать
2. Обращать внимание, когда ведет себя хорошо
3. Отмечать позитивное поведение
4. Задать вопрос: "Может быть, ты хочешь, чтобы я обратил(а) на тебя внимание? |
2. Показать, что имеет власть над другими |
Отказывается делать то, что от него хотят. Не позволяет командовать собою. Хочет казаться главным |
Пытаются использовать свою власть, чтобы заставить, начинают сердиться, растет генв, стремление бороться |
Упрямится или усиливает неповиновение. Растет агрессия, стремление к "отторжению" взрослого. Иногда подчиняется, но с вызывающей покорностью |
1. Избегать борьбы за власть
2. Избегать конфликта
3. Показывать конструктивность власти, заключения договора |
3. Отплатить, отомстить, взять реванш (месть) |
Вредит или портит вещи, может оскорбить |
Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев, обиду, боль, стремятся "расквитаться" |
Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это. Ищет пути дальнейшего отмщения |
1. Не показывать свой гнев и обиду
2. Показать, что ребенок любим
3. Пояти самому взрослому на контакт, отказавшись от личной злобы и обиды
4. Отказаться от сведения счетов с ребенком
Помнить, что личность ребенка не равна его поведению |
4. Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность ("Отстаньте от меня!") |
Неспособен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи |
Соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен |
Остается беспомощным |
1. Поверить в способности и возможности ребенка
2. Дать ему понять, что в него верят
3. Заинтересовать ребенка, чтобы он не хотет быть неспособным
4. Прекратить критику
5. Поощрять активность
6. Стремиться видеть хорошее в ребенке
7. Поощрять даже самые салые позитивные проявления личности ребенка |